15 сент. 2008 г.

Азербайджан на перекрёстке ветров.

Продолжаем тематику т.н. «Новой холодной войны». Сегодня обратим наше внимание на Азербайджан. Эта страна расположена в Передней Азии, в её Закавказской части, между Кавказским хребтом на севере и Карабахскими горами и Талышскими горами на юге. На севере Азербайджан граничит с Россией (Дагестан), на западе с Арменией и Грузией.

За время правления нынешнего президента Ильхама Алиева, в стране произошли значительные экономические сдвиги: по итогам 2007 года ВВП Азербайджана на душу населения достиг 3 тыс $; с 2003 по 2006 гг. уровень бедности в стране снизился на 29 %, а среднемесячная зарплата в 2007 году прогнозировалась в 214,6 $.

Президентские выборы в Азербайджане будут проведены 15 октября. При этом у экспертов практически нет сомнений что Ильхам Алиев будет переизбран. Этому немало способствует и разобщённость политической оппозиции, которая неспособна даже на единодушный бойкот выборов.

Однако вопросы относительно будущей (а точнее сохранения текущей) внешнеполитической ориентации Азербайджана остаются. В своём турне по данному региону, вице-президент США Дик Чейни выпустил множество критических стрел в адрес России, обвиняя её в экономическом шантаже и постоянной угрозе вторжения относительно своих соседей. Однако во время встречи с Алиевым акцент был сделан на энергетической безопасности.

И по странному совпадению, как раз во время поездки Чейни, комиссар Евросоюза по энергетике Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs) сделал заявление о необходимости ускорить постройку газопровода Nabucco и уменьшить зависимость от импорта из России. Данный проект подразумевает соединение терминалов Сангхал в Азербайджане и Эрзурум в Турции через территорию Грузии и Турции. Это позволит в конечном счёте доставлять природный газ из Туркменистана в Центральную Европу минуя Россию.

Совершенно логично, что и Россия и Иран выступили против строительства транс-каспийского трубопровода. На прошлой неделе, на встрече Прикаспийских государств в Баку, представитель Ирана Мехди Сафари (Mehdi Safari) заявил: «Мы возражаем против строительства каспийского трубопровода из-за возможности негативного влияния данного проекта на морскую экологию… существуют иранские и российские варианты транспортировки и совершенно нет нужды подвергать опасности Каспийскую экологию.»

Совершенно очевидно, что озабоченность экологией Каспия есть не более чем прикрытие озабоченности России и Ирана политикой Западной Европы и США, которые полны решительности уменьшить энергетическую зависимость Запада от Росии и Ирана, создавая альтернативные источники и маршруты транспортировки.

В такой ситуации, Азербайджан находится в очень сложном положении – для него наилучшим было бы сохранять нейтралитет между «ветрами геополитики». Вступать в конфликт с Россией очень опасно для Баку, т.к. в таком случае в Москве могут вспомнить про «независимость» Карабаха, при том что лидеры Нагорного приветствовали решение России признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Вспомним также, что в августе 2008 года американcкий сопредседатель Минской группы ОБСЕ раскрыл конфиденциальные подробности документа урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Согласно Мэтью Брайза «Будет проведен референдум, на котором определятся сами карабахцы» и «Жители Нагорного Карабаха сами решат, пойдет ли республика под юрисдикцию Азербайджана или получит независимость»


Пока же Москва лишена желания поддерживать данный сценарий. Министр иностранных дел Лавров заявли что ситуация в Карабахе «иная». И хотя это должно прозвучать успокоительно для Азербайджана, однако даёт ещё один повод задуматься руководству этой страны.

Это означает, что вопреки некоторым поспешным заявлениям о «колоссальной грузинской ошибке», агрессия против Грузии не бросила соседей России в объятья Запада. Скорее заставила принимать более осторожные шаги во внешней политике для поддержания внешнеполитического баланса и защиты территориальной целостности и хрупких границ.
У таких стран как Грузия и Азербайджан, теоретически, есть возможность сотрудничества и присоединения не к НАТО, а к Шанхайской Организации Сотрудничества, в которой доминируют Россия и Китай. Это может казаться не очень осуществимым на практике, но зато имеет смысл сквозь призму региональной стабильности.

В Каспийском море Россия и Иран выступают за сохранение существующей формулировки Каспия как «общего моря» и выступают против разделения его поверхности. Различные двухсторонние и трёхсторонние договоры касаются подводных ресурсов и не превосходят основной статус «совладения». Именно этот статус блокирует любое иностранное присутствие в Каспийском море.

Таким образом очень вероятно что никакого нового договора не будет. Что гарантирует недопущение пронатовских или проамериканских сил в данный регион. Что же касается Баку, то от них вероятнее всего следует ожидать сердечных отношений с Тегераном и прагматики относительно России. Такие действия являются наиболее благоразумными, и в Баку повели бы себя очень опрометчиво, если бы стали рисковать поменять существующий расклад на некие «более близкие отношения с Западом». В конце концов этот самый Запад был бессилен в вытаскивании Грузии из недавнего конфликта.

Комментариев нет: